Параскева Пятница


Оглавление.

1.Введение.                                                                

2.1 Параскева Пятница;

2.2 Обряд старины;

2.3 Молодёжь сохраняет традиции.  

3. Брат чина.  Престольные праздники  

4. Православные Храмы

5. Заключение

Список литературы.

                                                                                                                                                                                                                                                                                    Вернуться

2.1 Параскева Пятница

Великомученица Параскева, наречённая Пятницей, родившаяся в III веке в Иконии (южная Турция). В Житии сообщается, что её богатые и благочестивые родители особенно почитали день страданий Христовых – пятницу, соблюдали строгий пост, молились, раздавали нищим милостыню, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевой, что в переводе с греческого означает «пятница». Параскева, решив посвятить себя Богу и просвещению язычников, дала обет безбрачия и вела в юности аскетический образ жизни. При Диоклетиане за исповедование православной веры была приведена язычниками на суд к правителю области, который предлагал ей отречься от Христа и принести жертву языческому идолу. Обещав взять её в супруги. За отказ Параскеву Пятницу подвергли мучениям и истязаниям, после которых отсекли голову. День памяти – 28 октября/ 10ноября.

Святая Параскева Пятница пользовалась особым почитанием у восточных славян, наравне с Николаем Чудотворцем и Богородицей. На старых севернорусских иконах даже встречается изображение её лика на обороте иконы Божьей Матери. В народных представлениях, святая Параскева считалась покровительницей одноимённого дня недели – пятницы (хотя празднование дня этой святой не всегда приходилось на этот день), поэтому все поверья, существующие в народе насчёт пятницы, относились и к самой Параскеве.

Храмы во имя святой Параскевы исстари назывались Пятницами. Таким же образом именовались небольшие придорожные часовни на столбиках, кресты, а в древнее время – столбы с изображениями святой Пятницы, которые устанавливались на перекрёстках и распутьях дорог и считались священными. Около них происходили проводы в дальнюю дорогу, встречи из дальних странствий, здесь же девушки молились женихам. Сами перекрёстки тоже носили названия «пятниц». Пятницами же назывались и скульптурные деревянные резные изображения святой Параскевы и Николая Угодника, часто раскрашенные, которые «ставили в церквах в особых шкапчихах и народ молился перед этим идолом». На иконах Параскева изображалось суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове, часто в паре с преподобной мученицей Анастасией Римляныней (в народной интерпретации Анастасией – овечницей – 29 октября/ 11 ноября). Иконы святой Параскевы хранились в церквях, откуда выносились на крестные ходы, а также во многих крестьянских избах, охраняя семейное благополучие.

В народе Параскева Пятница представлялась красивой девушкой или молодой, высокой, худощавой женщиной (таких женщин до сих пор называют «долговязая пятница») с длинными распущенными волосами, символизирующими лён, которая является в белой сорочке и плахте или нагой, часто в крови от уколов спиц и веретен, применяемых женщинами при прядении и ткачестве в пятницу и нарушивших таким образом запрет на работу в этот день.

С наибольшим уважением к Параскеве Пятнице относились девушки и женщины, отчего этот день и получил название «бабьего» или «женского» праздника («Параскева Пятница – бабья святая, так как повсюду наши крестьянки считают своей заступницей»). В народных легендах Параскева Пятница предстаёт повивальной бабкой – «простой бабой, которая занималась повоем». Так, в легенде Меленковского у Владимирской губернии видно, за что чтут и как объясняют святость Параскевы женщины – крестьянки: к лежащим на печи Параскевы с мужем зашёл ночью в избу парень и пригласил Параскеву на повой. Далее сообщается, что ребёнка Параскева принимала в бане у девки, которая жила с чертями. Святой Параскеве Пятнице удаётся с помощью креста и молитвы отнять новорожденного у чертей. Черти, не смирившись с потерей ребёнка, смутили нечестивого царя, который стал уговаривать Параскеву отречься от христианской веры. Параскева отказалась, и царь в пятницу казнил её – отрубил голову. Поэтому и зовётся мученица Параскевой Пятницей.

Параскеву, наряду с Покровом Богородицы, считали покровительницей брака и родов, а дни Покрова и Пятницы виделись тождественными и заменяющими друг друга. Параскеву также просили о замужестве: «Матушка Пятница Параскева, покрой меня поскорее», «Пятница, святая мученица Парасковея, пошли мне женишка – то поскорее!», «Девята Пятница – Прасковья ,пошли мне жениха поскорее, да к тому же поласковее». В день святой Параскевы девушки гадали о женихах, подобно тому, как гадали в день Покрова. Происходило органичное соединение образов Параскевы и Богородицы, что отразилось в фольклорном материале, где в духовном стихе о милостивой жене дева Мария именовалась и Богородицей, и Пятницей:

Стояла милослива жена да милосердна

Во край пути да край дорози.

Во сне ей Пятница явилась,

Сама пресвятая Богородица…

В народных представлениях Пятница и Богородица – защитницы женщин, рапорядительницы браков, покровительницы дома и женских занятий. Слившийся образ Пятницы – Богородицы имеет языческие корни, в его основе лежат представления о божестве в женском облике. Недаром проводится параллель между почитанием Параскевы Пятницы и культом Мокоши (богиня восточнославянской мифологии, женское божество древнерусского пантеона, которая в народном представлении была женщиной с большой головой и длинными руками). Святая Парскева видится естественным продолжением Мокоши после принятия православия.

Первоначальный образ языческого божества Мокоши был унаследован «земледельческой Богоматерью – Пятницей и соединил в себе черты христианских святых, считавшихся покровительницами женщин.

Так, с Параскевой Пятницей – Богородицей слился образ преподобной Параскевы (14/27 октября) – Парскевы Грязнихи, получившей своё название в народе от грязи на дорогах в середине октября («На Грязнуху не бывает сухо», «На грязнуху большая грязь – четыре седмицы до зимы», «Если грязь велика, лошадиное копыто заливается водой, то выпавший снег сразу устанавливает зимний путь»); образ Анастасии Узорешительницы (22 декабря/4 января); святой Екатерины (24 ноября/7декабря); Варвары (4/17 декабря); день зачатия святой Анны (9/22 декабря). Все они считались покровительницами беременных женщин, им молились «ходящие на сносях»), чтобы «роды были лёгкие», «от трудного рождения жён». К Варваре обращались: «Варвара, Христова мученица, распростай, Господи», день святой Анны считался обетным праздником беременных. К образу Богоматери – Пятницы можно отнести праздники Казанской иконы Богоматери (22 октября/4 ноября) и Введение Богородицы во храм (21 ноября/4 декабря).

Часто святая Параскева наделялась функциями доли (в славянской мифологии воплощение счастья, удачи, даруемых людям божеством), сообщая человеку, как ему лучше поступать для более благополучной жизни, или сама соединялась в народных представлениях с долей.

Кроме функции покровительницы браков и доли, Параскева Пятница считалась покровительницей женской зимней работы, в первую очередь, прядения, а также прях (здесь она тоже заимствовала себе дело Мокоши, прядущей по ночам вы избе. По поверьям, не разрешалось оставлять кудель открытой, а «то Мокша опрядёт»). Отсюда и название святой Параскевы Льяницею: «На Парасковию-льяницу начинают мять и трепать лён»; «мни и толки льны с Грязинихи». Параскеве Пятнице приносилась жертва – в колодец бросали кудель, назывался обряд «мокрида», который так же как и имя Мокоши, имел общий корень со словами «мокрый» или «mokus» - прядение. В канун Параскевы-Льняницы приготовляли обтрёпанную первиня льна, которую посвящали этой угоднице. Приносили для освещения в церковь, затем прикрепляли к образу святой Параскевы. В этот день устраивались «льняные смотрины» - женщины выносили вытрепанный лён – первак на улицу, демонстрировали друг другу, хвалясь своей работой. Девушки стремились показать своё «льняное искусство» парням и будущим свекровям.

По древним верованиям, святая Параскева признавалась покровительницей полей и плодородия, земли и скота. Земля связывалась с образом Параскевы. Так же как и образ Богородицы. Существовало поверье, что в пятницу, «матушку Прасковью», грехом было «тревожить землю», ибо во время крестной смерти Спасителя было землетрясение». К святой Параскеве обращались при начале жатвы, когда одна из старух с «лёгкой рукой» выходила ночью в поле, снижала первый сноп, связывала, три раза клала на землю, приговаривая: «Пятница-Параскева-матушка! Пошли рабам божиим, без скорби и болезни окончить жатву, будь им заступница от колдуна и полудницы, еретика и еретицы».

В день памяти святой Параскевы в церковь приносили для освещения разнообразные плоды и зерно, которые потом хранились крестьянами в домах, как священные предметы, до следующего года.

Кроме того, Параскева Пятница молилась о защите от Коровьей смерти, о сохранении скота от падежа, при этом «приносили кисель в гробу».

В народе верили, что святая мученица Параскева исцеляет людей от тяжёлых душевных и телесных недугов: «от корчей и трясучек». В честь святой Параскевы составляли специальные молитвы, писали их на листках бумаги и носили на шее, предохраняя себя, таким образом, от разных болезней. Нередко подобные «молитвы» привязывались к голове для исцеления от головной боли, чтобы освободиться от нечистого духа, ставились свечи перед иконою святой Параскевы Пятницы. По поверью, целебным свойством обладали травы, цветы и другие привески к образу Параскевы, поэтому их сохраняли весь год и использовали в случае болезни: травы варили, а их отвар давали пить больным. В Ильинскую пятницу и день святой Параскевы исполнялся обычай «пронимания» (протаскивания) больных через распиленные и расщепленные деревья – с развилкой ветвей или «воротцами», образованными вросшим обратно в ствол суком, с целью исцеления, при этом к таким деревьям приносился образ Параскевы Пятницы и совершались «молебные пения».

Святая Параскева считалась покровительницей воды: «вода земли и Параскева тождественны». Об этом говорят бытующие в народе придания об иконах Параскевы Пятницы, «явленных» на воде, ручье, роднике или колодце, вследствие чего вода приобретала особую животворящую силу, становилась святой и целебной. По подобных источниках и колодцах, называемых в народе «пятницкими» или «пятницами», вешались иконы святой Параскевы, совершались крестные ходы, около них служились молебны, читались молитвы, приходили люди за исцелением от всевозможных болезней. Существует множество народных легенд о чудесах исцеления больных. Водой мыли больные места, обливались, брали с собой в бутылках, чтобы использовать в течение всего года, так как вода из пятницких источников не цвела и не портилась. Заболевший человек «завечался» «на пятницу» - обещал сходить к источнику святой Параскевы и оставить какой-нибудь «завет» - жертвенное приношение святой Параскевы. Наиболее распространенными «заветами» были деньги (их бросали в источник), предметы одежды – рубахи, платки, носки (чаще всего, приносились вещи с заболевшей части тела), полотенца: «…серебрятся на дне колодца серебристые гривенники и пятиалтынные… передаются или прямо бросаются разные изделия женского досужества, часто с громким заявлением о прямой цели жертвования: сшитое бельё в виде рубах, полотенце на украшение венчика и лика, вычесанная льняная кудель или выпряденные готовые нитки, а также волна ( овечья шерсть). «Угоднице на чуловки!» «Матушке Пятнице не передничек!» - кричат в таких случаях бабы.

Считалось, что принесённый «завет» «дойдёт до Парскевы» и она поможет выздоровлению. Людей, небрежно относящихся к ключикам. Постигало несчастье.

Покровительствовала святая Параскева и торговле. Принято было праздновать девятьторговых пятниц, следующих одна за другую в продолжении девяти недель после Пасхи. По пятницам обычно происходили в городах и деревнях торговые ярмарки. Так, в Звенигородском уезде Московской губернии ярмарка носила название Берендеева пятница. В народном сознании Параскева Пятница виделась и как добрая заступница, и как грозное карающее божество, поэтому старались не прогневать её и относились с должным почтением. Существовало поверье, что святая Парскева Пятница ходит по земле в виде молодой женщины и смотрит за жизнью людей, как соблюдаются обычаи и запреты. Некоторых подвергает наказанию, а иных награждает и милует. Так, в одной из легенд человек встретил в пути Параскеву Пятницу и угостил её, а она посулила ему «богатую девушку-сиротку и сто лет веку». Далее говорится о том, что человек дважды просил Параскеву продлить ему срок жизни, так как умирать ему не хотелось. По прошетсвии третей сотни лет, ему надоело жить, он состарился – «по всему телу мох вырос», и он согласился на смерть.

Параскева, рассердившись на такое поведение мужика, сначала показала ему два хороших места, где он остался бы после смерти, если бы умер раньше, затем привела в третье место, открыла дверь и толкнула его прямо в ад, приговорив: «В триста-то лет ты столько согрешил, что где тебе и жить, как не у чертей в когтях?».

В течение года праздновали не только день святой Параскевы, а почитали также «временные» или «именные» пятницы, то есть те, которые отмечались перед главными годовыми праздниками, перечисленные в известном апокрифическом «Сказании о 12 пятницах, в году бываемых, в кои должно всякому православному христианину от греха блюстися и постися», ранние списки которого относятся к XIII-XV векам. Соблюдение перечисленных в «Поучении» пятниц посвящалось святой Параскеве, они носили название «временных», так как каждая почиталась в определённое время: 1-я пятница – в первую неделю Великого поста; 2-я – перед Благовещением; 3-я – на Страстной неделе; 4-я – перед Вознесением; 5-я – перед Троицей; 6-я – перед рождеством Иоанна Предтечи; 7-я – перед Ильиным днём; 8-я – перед Успением богородицы; 9-я – перед днём Кузьмы и Демьяна; 10-я – перед днём Архангела Михаила; 11-я – перед Рождеством Христовым; 12-я – перед Богоявлением. Так же их называли «именными», то есть имевшими определённые названия: Успенская, Рождественская, Ильинская.

В «Поучении святого Климента» говорится:

Кто эти пятницы почтёт постом – молитвами,

Земными низкими поклонами,

Тот человече во Христа имя записан будет

(…)

Кто эти пятницы не станет постить

И постом, и молитвами,

Ежели во все те пятницы

Муж жене приближен будет,

Зародится от них детище недоброе,

Либо вор, либо плут, либо пьяница,

Клеветник, еретик или душам пагубник.

Пятницы, упоминаемые в «Сказании о 12 пятницах», по народным представлениям, это живые существа, к которым обращались с молитвой и прошениями. Народное воображение рисует их в виде девушек, причём «Десятая пятница» считается среди них старшей. Вместе с «Девятой пятницей» она доносит до Бога молитвы людей раньше остальных «пятниц», так как по убеждению крестьян стоит ближе к Богу, святым угодникам и Богородице. Об одушевлении пятниц говорит народная легенда о трёх святых женщинах – Среде, Пятнице, Субботе, которые видели страсти Господин и поведали об этих страстях миру.

Кроме «временных» пятниц отмечали «обетные», когда в случае произошедших несчастий – падежа скота, неурожая хлеба, тяжёлых болезней, стихийных бедствий, пожаров давался обет не только соблюдать строгий пост по некоторым пятницам, но и отмечать их как праздничные. Так, в одной из деревень Московской губернии принято было не работать в Ильинскую пятницу, но в одно из дождливых лет в эту пятницу выдалась сухая и солнечная погода, и весь мир принял решение нарушить запрет о нерабочем дне; но как только стали косить и убирать сено с луга, поднялся вихрь, и целые стога сена понесло с возов в Москву- реку. С тех пор чтут в этой деревне Ильинскую пятницу как праздник и никогда не работают. Таких пятниц соблюдают девять: Обжорная (на третьей неделе Великого поста), Страстная, Спасовая , Временная, при совпадении дня с Пятницы (об этой пятнице существует легенда, в которой говорится о глупой бабе, приехавшей на ярмарку купить образ Временной Пятницы. Вместо него разносчик показал образ Св. Егория Храброго. В ответ на удивление, что Пятница изображена на коне, слышит объяснение: «Экая ты , баба дура! От того она и называется Временною, что иной раз пешком ходит, а временем на коне ездит»), Разгульная (в эту пятницу происходит угощение молодым зятем тёщу и тестя за непоруганность невесты киселём с маслом), Молебная, Кающаяся, Праздничная (в день святой Пятницы), Девятая (на первой неделе Петрова поста).

Так же соблюдается строгий пост и воздержание во время всех пятниц. В духовном стихе говорится:

В пустыне святой труженик трудился,

Не владел он ни рукою, ни ногою.

Во сне ему Пятница явилась,

Крестом она его окрещала,

Свечой она его осветила,

Гласом она его оглашала:

«Ты встань, раби Божий, подымися,

Ты встань, раби, Богу помолися.

Поди, раби, по всему свету,

Прославь, раби, всему миру,

Чтобы в неделе по три дня поминали,

А пятницу, среду почитали,

В воскресный бы день не работали,

В пятницу пыли не пылили,

А в середу золы б не золили,

К обедне, к заутрене ходили,

Усердно бы Богу помолились».

Чтобы не разгневать святую Параскеву Пятницу, необходимо было в день её памяти и в другие дни пятницы соблюдать определённые обычаи и не нарушать запретов. Об этом свидетельствовал ещё в XVI веке Стоглав: «…является святая Пятница и святая Настасья и велит им заповедати христианам канон; они же заповедают христианам, в среду и пятницу, ручного дела не делати, и жёнам не прясти, и платья не мыти, и каменья не разжигати, а иные заповедают богомерзкие дела творити…». В русских духовных стихах о страшном суде говорится, что соблюдение среды и пятницы отворит райские двери, а пренебрежение к ним уготовит адские муки. В эти дни запрещалось работать: по пятницам «работы не работати, дела не делати никакого чёрного; ни угодья, ни белки, ни лесоважи, ни рыбы ловить, ни ягод, ни губней не носити». Не разрешалось прясть, ткать – «а то у Параскевы Пятницы засорятся глаза», «кто прядёт в пятницу, у того на том свете слепы будут отец с матерью», («кострыкой глаза запорашивает»), «Не прясть в пяток, потому что в этот день Спаситель претерпел оплевание, а на пряжу нельзя не плевать», пахать («По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут»); боронить, стирать, «золить» бельё, то есть мыть его с золой или щелоком, «а то на том свете будет пятница гоняться», выносить золу из печи, чистить трубы, печь хлеб, мести сор из избы, мыть полы – «иначе после смерти будешь в помоях ворочаться», смеяться («Кто в пятницу много смеётся, тот в старости будет много плакать»), купаться и купать детей, чтобы «ребёнок не сохнул». Если ребёнка всё-таки искупали в пятницу, то для того, чтобы он не заболел и на него не напал «сушец», прибегают к следующему обряду: мать отдаёт своего ребёнка посторонней женщине, та подходит с ним к окну и прядёт за грош матери. Мать, взяв своего ребёнка через окно, платит деньги. Этот грош, получившая его женщина женщина должна истратить в пользу святой Параскевы Пятницы. В этом обряде продажа и выкуп ребёнка делает его «чужим», «новым», «вновь купленным», что снимает с него кару за купание в недозволенный день.

В случае непочитания дня Параскевы Пятницы она сурово карает ослушавшихся – сдирает кожу с женщин, которые ткали полотно в пятницу, и вешает её на станок; на обеих руках скручивает пряхам пальцы. Отнимает зрение (но может вернуть здоровье, избавить от смерти, если человек принесёт ей извинения и помолится у иконы святой Параскевы, в противном случае его ожидает несчастье). Параскева подбрасывает в окно женщине веретено, прядущей на кануне пятницы, и одобряет её, если женщина выбрасывает веретено обратно в окно. В поверьях и легендах Параскева предстаёт не только как защитница женщин, но и как суровая властительница, не допускающая нарушения установленных правил. Так, в легенде Ярославской губернии говорится о женщине, хорошей работнице. Далее говорится о том, что к ней пришла «страшная и безобразная, растрёпанная» женщина «в лохмотьях и в грязи» с укором к хозяйке: «Вот ты, женщина негодная, как ты меня обрядила. Прежде я в светлых ризах ходила, да в цветах, да в золотом одеянии, а твоё непочтение вот до какой одежи меня довело». Догадавшись, что к ней пришла сама Параскева, женщина начала просить прощения, но Пятница не простила её, взяла железную спицу, которой привязывают кудель льна к копылу, и истыкала последнюю до полусмерти. Утром женщину с трудом привели в чувство; после этого случая она престала работать по пятницам – стала соблюдать праздничный день.

Распространённым был рассказ о том, как в наказание Параскева Пятница превратила непочтительную женщину в лягушку. С тех пор лягушки и появились на земле.

В народе сложилось двоякое отношение к пятнице. Во-первых, как к несчастливому дню (любое дело в пятницу не принесёт удачи; всё начатое в пятницу не будет спориться, будет «пятиться» курицу на яйца не сажают, так как цыплята жить не будут, из ребёнка, зачатого в пятницу «выйдет детище не доброе»), во-вторых, как к лёгкому дню, освящённому постом и молитвами.