Братчина. Престольные праздники

                                                              Оглавление.

1.Введение.                                                           

2.1 Параскева Пятница;

2.2 Обряд старины;

2.3 Молодёжь сохраняет традиции.  

2.4. Брат чина.  Престольные праздники  

2.5. Православные Храмы

5. Заключение

Список литературы.

                                                                  Братчина

                (Братовщина, Братовщинок, Канун, Мольба, Ссыпка, Ссыпщина).

   Братчина – совместная трапеза членов деревенской общины, устраивавшаяся в складчину, общинный праздничный пир.

Братчина проводилась ежегодно, обычно в дни памяти святых покровителей деревни. Ими могли быть как святые, почитаемые по всей России, такие как Николай Угодник, Илья Пророк, св. Иннокентий Иркутский в Енисейской губ., св. Нил Столбенский, св. Сергий Радонежский – в центральных губерниях Европейской России, св. Никандр Порховский в Псковской губ., св. Зосима и Савватий – в Архангельской губ. и т.п. Братчина в память святых покровителей часто называлась по их имени: «никольщина», «егорьевская», «макарьевская», «михайловская», «петровская», «васильевская». Во многих деревнях России братчины могли собираться в двунадесятые праздники как господские, так и богородичные, а так же в престольные праздники и заветные. Кроме того, братчины могли устроить по обету, данному общиной Богу в благодарность за избавление от несчастий, болезней. В этом случае она называлась «молебной». В южных губерниях Европейской России братчины могли проводиться в дни закладки сельского храма или его освящения.

    Организация любой братчины рассматривалась как дань благодарности за его покровительство, в надежде на дальнейшую помощь и заботу, а так же как форма чествования его имени.

   Братчина начиналась с молебна в часовне или в храме, на который обязательно собирались все члены деревенской общины. В летнее время молебен мог проводиться и на полях: из часовни выносилась икона святого покровителя, торжественно проносилась через всю деревню и устанавливалась на столике у поля. При желании любой житель мог договориться со священником о молебне в своём доме. После этого устраивался пир, который проходил в летнее время на улице около церкви, а в зимнее – в доме священника, дьячка или церковного старосты. Если братчина проводилась по обету, то пиршество могло устраиваться у обетного креста, около священного дерева или у источника, почитавшегося святым. Праздник заканчивался всеобщим весельем, ночным гуляньем парней и девушек.

   Характерной чертой братчины была коллективная подготовка трапезы, наличие на столах ритуальных кушаний, деятельное участие в празднестве церковного притча, обязательность присутствия всех полноправных членов общины. Коллективность в подготовке братчинского пира выражалась в том, что каждый член общины должен был внести в празднество «ссыпь», то есть свою долю продуктов или денег.

   Ритуальным напитком братчины было пиво, а кушаньем – мясо или каша. До варки пива за неделю – полторы до праздника собирали по всей деревне рожь, ячмень или уже готовый солод покупали на общинные деньги.

 Престольные праздники 

Престольный праздник в честь Параскевы Пятницы.

 Цель: Познакомить с историей названия посёлка, его традициями.

           Развивать творческие способности учащихся.

           Воспитывать любовь к родному краю, фольклору.

Методический инструментарий.

Карта «Белгородская область».

           «Волоконовский район».

Плакат «Праздник Параскевы Пятницы».

Выставка: Рисунков.

                  Сочинений.

                  Поделок из природного материала.

 Участники: ученики 5 – 6 классов в русских народных кастюмах.

                                  Ход праздника.

   I.  Организационный момент

Вступительное слово учителя.

Учащиеся исполняют песню:

Рады мы вас видеть,

Дорогие наши,

Русское спасибо

Вам от сердца скажем

На земле белгородской

Мы вас величаем

Доброго здоровья

От души желаем.

Припев: Кланяемся низко

               Полюбить вас просим

               Как гласит обычай

               Хлеб и соль подносим.

Ученицы подносят гостям хлеб – соль.

II.Слово учителя: (работа с картой)

                Белгородчина, дорогой сердцу край. Он раскинулся по южным склонам Средне – Русской возвышенности: хлеборобные чернозёмные поля перемеживаются с зелёными дубравами и рощами, вдоль рек встают гряды меловых холмов, линии высоковольтных электропередач, несущие энергию в города и сёла. Магистрали железных и шоссейных дорог ведут к центральным районам страны, на Украину, к далёкому Кавказу. Мы с вами живём в рабочем посёлке, в котором проживает около 5000 человек. Работают 3 завода, продукция известна далеко за пределами области. У каждого села, посёлка есть свой престольный праздник. у нас в Пятницком жители отмечают 10 ноября.

             Почему наш посёлок носит такое название? Кто же такая Параскева?

III. (выступление уч – ся).

  1. 1777 – 1778 г. По приказу помещика Е. Шидловского из села Осколище была перенесена деревянная церковь. В церкви была икона Параскевы Пятницы.
  2.  в г. Иконии в III веке жила богатая семья греков. Эта семья была христианской. Они чтили день Пятницу, когда был распят Иисус Христос. В этой семье родилась девочка и назвали её Пятница (что по-гречески Параскева).
  3. эта девушка проповедовала христианство! За что навела гнев языческих жрецов. Её пытали. Тело отделили от костей и бросили в темницу. Ночью явился ангел Божий с вещами Иисуса. И Параскева ожила.
  4. правитель заставлял Параскеву отречься от Христа. Он приказал повесить её на дереве и жечь, а потом отрубить голову. Она была погребена в своём доме.
  5. икона Параскевы охраняет семейное благополучие и счастье. Она считается покровительницей скота и полей. В день её памяти в церковь для освещения приносят плоды, которые как святыня хранятся до следующего года.
  6. Ей молятся о сохранении скота от падежа. Она считается целительницей людей от душевных и телесных недугов. Она покровительница женских мирских забот.
  7. Ей оставляют иконки у ручейков, дают заветы. На Параскеву молятся о хороших женихах: «Матушка Параскева, отдай замуж поскорее».

Учитель:

В нашей слободе любили веселиться. И ни один праздник не обходился без частушек. Частушки отражали радость, огорчение, дружбу, любовь, шутки.

            (учащиеся исполняют частушки)

Говорят про меня,

Что хитрая.

Я девчонка такая –

Любопытная.

          Бабы бают по мосту,

         (Чо) Что ленивым я расту,

                 Я на баб не погляжу,

                  Пойду на печь полежу

                  Лодыри вы лодыри,

                  Спали вы до одури.

                   А делили каравай,

                   Так кричали все: «Давай!»

Ты зачем же завлекала,

Коли я тебе не мил?

Ты бы с осени сказала,

Я бы зиму не ходил!

Миленькай, милелькай,

Кудреватенькай!

Не зови меня Настюхой,

Зови Настенькой!

Катится горошина,

Идёт моя хорошая.

Катится, катится,

Идёт моя красавица.

Ой, пол провалися,

Потолок обвалися.

На доске остануся.

С вами не растануся

Учитель: У кого душа не узкая

                Всех, кто любит пляску русскую,

                Выходи без лишних слов,

                Будет конкурс плясунов

5кл. исполняют танец «Карманчики»

6кл. исполняют танец «Полька- Бабочка» (самый любимый танец)

Учитель: в нашем селе любят сочинять и слушать байки.

1. Водился в реке сом, который поедал уток и гусей. Никак с ним не могли сладить. Наварили бабы каши, а мужики бросили чугун с кашей в реку.

Только, когда сом проглотил эту кашу, только тогда его смогли выловить.

  1. Когда его везли по лесу, хвост свисал с телеги, весил сом 120 кг. И весь был покрыт перьями.

Учитель: В этот день гадают. (Вместе с учащимися проводятся гадания).

Учитель: Дроля, гармонист, кудесник.

                На вечернице в строю

                 Песне, доброй русской песне,

                 Слово первое даю.

(Проводится конкурс «Угадай мелодию»).

        «Солдатушки, бравы, ребятушки».

1). Солдатушки, бравы, ребятушки,

     Где же ваши деды?

- Наши деды –славные победы,

Вот, где наши деды.

       «Во поле берёза стояла».

2).  Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли, люли стояла,

Люли, люли стояла.

«Калинка».

3). Ах! Под сосною под зелёною,

Спать положите вы меня.

Ай! Люли, люли, ай, люли, люли.

Спать положите вы меня!

Калинка, калинка, калинка моя!

В саду ягода малинка, малинка моя.

     «Коробейники».

4). Ой, полна, полна моя коробушка

Есть и ситцы, и парча.

Пожалей ,душа, моя зазнобушка,

Молодецкого плеча.

Учитель: Эй, удалые силачи,

                Добры молодцы,

                Выходите померяться силами.

              (Проводятся спортивные игры: «Перетягивание каната», «Бег в мешках»).

Учитель: Подводит итог творческих работ учащихся – рисунки, сочинения, зачитывание лучших работ.

Рефлексия: 1. что сегодня вы узнали на уроке?

                     2. что вам больше всего понравилось?

                     3. О каких праздниках вы узнали?

Учитель: Пусть в ваших домах зажгутся праздничные свечи, и пусть Параскева принесёт в ваши семьи счастье, покой и уют!

 

                               Гадания на Параскеву.

Гадание на вещах.

   Молодые люди обоего пола собираются на вечер, берут кольца, перстни, запонки, серёжки и другие мелкие вещи, кладут их под блюдо вместе с кусочками хлеба, сверху накрывают чистым полотенцем или салфеткой. После этого участвующие в гадании поют песни, посвящённые хлебу и соли, а так же другие подблюдные песни. По окончании каждой, запустив руку и отвернувшись от блюда, вынимают какой-нибудь предмет, первым попавшийся под руку. Это нечто вроде домашней лотереи. Предсказание выводилось из содержания певшейся в данный момент песни.

   Но так как вынутые из-под блюда вещи не всегда попадаются тем, кому они принадлежат, то возможен выкуп вещей. Последнему вынувшему доставшуюся на его долю вещь поют свадебную песню, как бы предвещая скорый брак. Затем катят кольцо по полу, наблюдая за его движением. Если к дверям катится, то для девушки – близость брака, для мужчины – отъезд.

Гадание яйцом.

Берут стакан, наполненный освящённой в церкви водой, в которую осторожно выпускают белок, отделённый от желтка. Зажигают свечу и, поставив перед ней стакан, смотрят на изображение, которое там возникнет: что привидится, то и сбудется.

Исполне6ние желаний.

Перед тем как в праздник начнут бить часы, надо заготовить маленькую бумажку и карандаш. После первого удара необходимо успеть написать своё желание, сжечь бумажку, размешать пепел в бокале с шампанским и выпить прежде, чем часы закончат бить 12 раз. Не совсем приятно, но, говорят, это гарантия того, что желание исполнится в наступившем году.

Гадание на сковороде.

   Девушки кладут на стол солому, сбитую в ком, на этот ком ставят сковороду, на которую кладут камень и льют немного воды. После этого потихоньку начинают вынимать из кома по соломке, и из звука, производимого камнем при колебании сковороды, воображают имя будущего жениха.

Гадание под окном.

   В полночь девушка садиться у окна и приговаривает: «Суженый – ряженый, проезжай мимо окна!». Если она услышит проезд шумный, значит, жизнь будет весёлая и счастливая, если же проезжающие ведут себя тихо – жизнь будет бедной и безрадостной.

Карта.

   На ночь под изголовье кладут бубнового или другого короля и загадывают на суженого – ряженого или на то лицо, которым девушка увлечена, с целью узнать будущее или расположение друга.

 

                        Престольный праздник

                              с. Грушевка

                           «Никола Зимний».

   Запись сделана со слов Коваленко Пелагеи Анисимовны 1907 года рождения.

   Престольным праздником в Грушевке считался Никола Зимний, который отмечался 19 декабря. «Отошли заботы летние, хлеб в закромах, бок на печи, солнце на зиму разворачивается, мужик на праздник собирается», - так говорили в народе.

   В этот день с раннего утра проходила в церкви служба. Нарядные грушевцы спешили к заутрене, они молились и в песнях воспевали своего заступника и спасителя Николая Угодника. После службы в церкви батюшка заходил с иконой в каждый двор и делал освящение двора, после этого хозяин передавал икону соседу, и батюшка служил в другом дворе.

   К Николину дню каждая семья усердно готовилась, откладывали побольше продуктов.

   Как таковых, массовых гуляний в Грушевке не было. Но люди ходили в гости к своим родственникам, особенно дети родителям.

   Обязательными в этот день были пироги. Дети, идущие к родителям в гости, несли пироги соей матери.

   Каждый хозяин стремился угостить своих гостей как можно лучше.

   Так праздновали престольный праздник в Грушевке.

 

                   Престольный праздник

              с .Афоньевка

               «Егорий».

   В селе Афоньевка престольный праздник «Егорий». Этот праздник праздновался издавна 17 ноября каждого года. К этому празднику готовились заблаговременно.

   Жители села готовили различные съестные блюда: пекли пирожки, блины, жарили семечки и мешали их с орехами, приготовленными заранее.

   В день праздника, жители наряжались в праздничный наряд и всей семьёй шли в церковь святого Георгия. После молитвенного обряда шли в гости к друзьям, родным и близким. В гостях хозяева устраивали застолье, угощали всем тем, чем богаты.

   После праздничного застолья все люди села выходили, где пели под гармошку, балалайку песни, частушки, играли в игры, катались на санках, санях (тройках).

   Характерной чертой этого праздника были кулачные поединки, которые проходили на льду реки Оскол.

   Здесь каждый мог показать удаль молодецкую, силу, ловкость и смекалку.

   До наступления темноты на всех улицах были слышны песни и смех жителей села, весёлый перелив гармошек.

 

 Престольный праздник

с .Фощеватово

«Аспос»

   Запись сделана со слов Лымарёвой Фёклы Васильевны 1909 года рождения.

   21 сентября в селе Фощеватово отмечают престольный праздник «Аспос». В этот день в каждом доме ждали гостей, посещали родственников. Аспос – праздник семейный.

   Согласно библии, Господь послал в этот день супружеской паре: благочестивым Иоакиму и Анне, великую радость у них родилась дочь. По указанию ангела девочку назвали Марией, что значит «госпожа». Рождение Марии принесло радость не только родителям, но и всем людям, потому что она была предназначена Богом, быть матерью сына Божьего – спасителя мира.

   В этот день осеннего равноденствия люди обновляли огонь в избах и отмечали праздник урожая.

   В каждой избе готовили различные блюда. По традиции в каждом доме готовили Лапшовник.

   Его к столу подавали в последнюю очередь. В этот день каждый человек мог зайти в гости. После обеда все собирались в центре села, и начиналось народное гулянье. Гармонисты, балалаечники играли до вечера. Люди пели песни, танцевали, проводили большую ярмарку. Ребята на качелях качали девчат, молодые девчата наряжались в самые красивые наряды, повязывались большими красивыми платками, а те, кто побогаче, ещё и сверху надевали кокошники, твитки.

   Всем селом водили хороводы, играли в разные игры. Если парню понравилась девушка, он должен её поймать, а она, если он её понравился, разрешает себя поцеловать. А если нет, она старается убежать от парня.

   К вечеру все так же уходили по домам с песнями и частушками. На этом праздник заканчивался.

 

                 Престольный праздник

          с. Нижние Лубянки

              «Преподобная Клеопатра».

           Тропарь.

   «В тебе, Мати, известно спасеся еже по образу (Приемше бо крест последовала Христу) и деюще учила презирать убо плоть приходит бо (прилежати же о душе вещей бессмертной) тем же и со ангелы срадуется, преподобная Клеопатра, дух твой».

   «…Жила на свете благочестивая женщина, у которой не было детей. Звали её Клеопатра. Она верила очень сильно в Бога.    Муж её перевёз к себе на Родину, но вскоре начала