Храни огонь родного очага. Храм Параскевы Пятницы в п. Пятницкое


Оглавление.

1.Введение.                                                                

2.1 Параскева Пятница;

2.2 Обряд старины;

2.3 Молодёжь сохраняет традиции.  

3. Брат чина.  Престольные праздники  

4. Православные Храмы

5. Заключение

Список литературы.

Вернуться 


Введение.

Жизнь русских людей в далёком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни – это время, наполненное трудами и заботами. В будни пахали, сеяли, жали, работали в мастерских, воспитывали детей, справляли родины и свадьбы, хоронили покойников. Их отличной чертой была объёмность домашнего существования, умеренность в еде, простая и удобная одежда, спокойные и доброжелательные отношения, степенность разговоров, замкнутость досуга в пределах своего маленького семейного мира, будницкая жизнь русского народа, по словам многих наблюдавших её была «уныло однообразна с бесхитростными радостями и скорбями».

Будням противопоставляется праздник – время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести по народным представлениям к хаосу и гибели мира.

Праздничных дней России 18 – 19 веков было много: 140 – 150 в году. Они возникали в разные исторические эпохи. Самыми древними были праздники, связанные с земледельческим календарём руссов – предков русского народа. Главным среди них были Святки, Масленица, Семицкая неделя, Ивано – Купальские празднества, а также праздники сбора урожая.

В основе этих празднеств, появившихся в глубокой древности, лежали языческие представления об устройстве мира, взаимоотношении людей с космосом, природой, божествами. Праздники имели магический характер и были направлены на обеспечения благополучия и здоровья людей.

Наряду с древними языческими праздниками в русском быту 19 века было много праздников православной церкви. Они стали устанавливаться в конце 10 века, после принятия на Руси христианства, но получили вообще признание в народной среде лишь с конца 16 – начала 17 века. Праздники проводились лишь в честь значительных событий священной истории, особо чтимых святых, чудотворных икон. В начальный период христианизации их предназначением было вытеснить языческие празднества из быта простого народа, донести до сознания людей основ новой христианской религии. В дальнейшем церковные праздники, с их пышностью, яркостью, торжественными богослужениями должны были укреплять веру людей в Бога и помнить о святых угодниках. Все перечисленные типы праздников 19 – первой четверти 20 века составляли единую праздничную картину жизни русского народа. Отделить их один от другого было достаточно сложно, многие из них совпадали по времени. Так, время празднования Рождества Христова соединялось с языческими праздниками в честь «не умирающего» солнца, Пасха приходилась на период весенних языческих праздников славян, Рождества Иоанна Крестителя совпадало с древним праздником Купалы, а троица с празднованием Семика.

Наиболее значительными христианскими праздниками, с народной точки зрения, были Рождество Христово (25 декабря, 7 января), Благовещенье Пресвятой Богородицы (25 марта, 7апреля), Святая Троица (отмечается на 50-й день после Пасхи), кроме того, Иванов день (24 июня, 7июля), Ильин день (20 июля, 2августа), Покров Пресвятой Богородицы (1, 14октября), Никола зимний (6, 19декабря), Егорьев день (23, 6 мая). Большим праздником считался престольный (храмовый) праздник, проводившийся в честь святого покровителя села, деревни. Перечисленные праздники отмечались обычно всей общиной, в них должны были участвовать все взрослые жители села, деревни, городского квартала или улицы. Игнорировать празднества людьми физически и психически здоровыми рассматривалось как грех, нарушение этнических и Божьих установлений.

Каждый праздник имел своих главных и второстепенных лиц, свои атрибуты, свои песни, заговоры, свои формулы, нередко сои специфические блюда. В то же время праздники имели много общего. Необходимым компонентом многих из них были молебен и крестный ход, уличное гулянье и катание на лошадях, длительная трапеза с обилием еды и хмельных напитков, игры, в том числе и спортивные, посещения ярмарок с их балаганами, каруселями, медвежьими потехами.

Работая над данной темой, я ставила перед собой такие задачи:

1)Выяснить более глубокое религиозное содержание престольного праздника своей малой родины.

2)Основываясь на воспоминаньях старожилов моего посёлка Капустина Трофима Афанасьевича и Семёнова Семёна Антоновича, представить картину народного гуляния.

3)Вместе с членами краеведческого кружка «Истоки» стараться прививать у ребят интерес к старине: быту, обычаям родного края.

Оглавление.

1.Введение.                                                                

2.1 Параскева Пятница;

2.2 Обряд старины;

2.3 Молодёжь сохраняет традиции.  

3. Брат чина.  Престольные праздники  

4. Православные Храмы

5. Заключение

Список литературы.