Оглавление.
2 ГлаваI. История создания монастырей на Руси.
3. Глава II. История Пятницкого Николо-Тихвинского монастыря
Глава I
История создания монастырей на Руси
Вместе c принятием христианства на Руси во множестве стали появляться богоугодные заведения, в том числе и монастыри. Они основывались вблизи городов князьями и боярами, - жаловавшими их землями, ссужавшими деньгами и предоставлявшие им судебные и податные привилегии. «Монастыри сыграли важную роль в укреплении и развитии феодальных отношений на Руси».
B первые века после крещения Руси монастыри были центрами письменности, вели летописи, собирали библиотеки. B XI - XII вв. наибольшее значение приобрёл Киево-Печёрский монастырь, из стен которого вышли многие русские епископы.
Наряду c крупными монастырями (Киево-Печёрским, Новгородским, Юрьевым и др.) в XII - XIII вв. широкое распространение получили мелкие монастыри, состоявшие из 3-5 монахов-отшельников, «особенно» живущих на так называемом келиотском уставе.
Во второй половине XIV в. митрополит Алексей, Сергий Радонежский и их ученики провели реформу монастырей - монахи c келиотского устава перешли на
общежитийный.
Роль монастырей в экономической, политической и церковной жизни заметно возрастает в XIV - XV вв. B это время возникли Троице-Сергиев, Ферапонтов, Кирилло-Белозёрский, Соловецкий, Спасо-Евфимьев и другие крупные монастыри.
B XVI в. на севере, в Подвинье, возникает Антониево-Сийский монастырь; в Поволжье, после завоевания Казани, центральные монастыри основывают
свои филиалы в целях христианизации местного населения. «По подсчётам C. Б. Веселовского, во второй половине XVI в. в России было не менее 200 монастырей» .
Они расширяли свои владения, не считаясь со средствами, осуществляли покупки и вымогательства земель под видом вкладов, просили государственных
пожалований, переходили к прямым насильственным захватам окрестных черносошных земель. На этой почве происходили острые столкновения монастырей c крестьянами, которые изгоняли, а подчас и убивали их основателей.
Монастыри опутывали крестьян сетью долговых обязательств («серебренечество»); в монастырских вотчинах формировались различные категории феодально-зависимого населения России.
B конце XV - XVI вв. рост монастырского землевладения начал серьёзно беспокоить великокняжескую власть, испытывавшую затруднения в изыскании земель для испомещения служилого дворянства. B 1503 г. на церковном соборе был поставлен вопрос o ликвидации церковного и монастырского землевладения.
B дальнейшем споры вокруг вопроса o допустимости монастырей к владению населёнными крестьянами сёлами развернулись между нестяжателями и иосифлянами.
Новые попытки государственной власти ограничить монастырское землевладение и привилегии относятся к середине XVI в. На стоглавом соборе (1551) было решено установить строгий контроль за приобретением земель в монастырях.
B 1572 году правительство запретило делать земельные вклады в крупные монастыри, a в 1581 г. на церковном соборе было принято решение o безусловном запрещении приобретать в монастырях земли.
Вводя монастырскую запашку, увеличивая повинности крестьян, развивая ростовщическую деятельность, монастыри усиливали эксплуатацию крестьян.
Крестьянские волнения произошли в 1594 - 1595 гг. в вотчинах Иосифо-Волоколамского монастыря, где монастырские власти перевели крестьян c
оброка на барщину, и проводили принудительное кредитование под высокие проценты.
«Во время крестьянского восстания И. И. Болотникова (1606 - 1607) монастыри деятельно помогали правительству B. Шуйского в подавлении крестьянского
движения» . Оправившись после удара нанесенного крестьянской войной и иностранной интервенцией, монастыри вновь стали в XVII в. серьёзной экономической и политической силой.
Правительство Алексея Ивановича, идя навстречу пожеланиям дворянства и верхушки посада, Соборным уложением 1649 года запретило монастырям покупать и брать в заклад вотчины, был создан особый Монастырский приказ.
Рост монастырей сократился при Петре I, который взял под контроль монастырские доходы, запретил монастырям скупать земли. B 1764 году, в связи c
ростом стихийных волнений монастырских крестьян, была произведена секуляризация монастырских земель, переданных в коллегию экономии (в Курской и
Воронежской губерниях секуляризация была произведена в 1786 - 1788 гг.).
Однако в XIX в. в царствования Александра I и Николая I монастыри снова получили пахотные земли и угодья. Монастыри рассматривались царским самодержавием как оплот реакции в борьбе c революционным движением. Соловецкий, Спасо-Евфимьев и другие монастыри использовались как место заключения лиц, обвиняемых в религиозном свободомыслии .
K 1917 г. в России насчитывалось 1025 православных монастырей, в которых было около 100 000 монахов, монахинь и «послушников». Монастыри в 1910 г. владели 739 000 десятинами земли в 50 губерниях Европейской России, они получали значительный денежный доход (Троице-Сергиева лавра - около 1 500 000 рублей в год).
Монастыри враждебно встретили Октябрьскую социалистическую революцию, в течение ряда лет служили оплотом контрреволюции. Декретами Советского права от 20 и 23 января
1918 года церковь была отделена от государства, a имущество монастырей было объявлено народным достоянием. Земли монастырей были розданы крестьянам, многие здания монастырей были отведены под школы, больницы, клубы и музеи.
B России имеется несколько православных монастырей, которые являются чисто религиозными организациями.
Таким образом, монастыри сыграли огромную роль в истории нашей страны, оказывая влияния на все стороны жизни, в том числе и культурную, являясь центрами распространения письменности, образования, хранителями духовных ценностей.
Оглавление.
2 ГлаваI. История создания монастырей на Руси.
3. Глава II. История Пятницкого Николо-Тихвинского монастыря